Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Они оказывают помощь проекту

Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2012–2016 годы

Печать
Скачать файл
10.12.2013

Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2012–2016 годы

Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2012–2016 годы (далее – Национальный план) является программным документом, направленным на создание благоприятных условий для жизни и развития детей, защиту их прав и законных интересов.

В Республике Беларусь создана и совершенствуется в соответствии с положениями Конвенции ООН о правах ребенка (далее – Конвенция) и другими международными договорами нормативная правовая база, направленная на обеспечение условий для реализации права каждого ребенка на жизнь и воспитание в семье, всестороннее развитие, защиту от насилия, сохранение здоровья, получение образования и социальную защиту.

Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением социальной политики Республики Беларусь.

Детское здравоохранение обеспечивает доступность и преемственность всех уровней оказания медицинской помощи: 99,9 процента детей охвачены диспансерными осмотрами, 98 процентов составляет охват профилактическими прививками. В республике стабилизирован уровень общей детской заболеваемости.

Республиканские научно-практические центры, обладающие высококвалифицированными кадрами и соответствующим оборудованием, оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь детям, внедряют в детское здравоохранение малоинвазивную хирургию, лазеро- и криохирургию, методы кохлеарной имплантации, лечения ретинопатии недоношенных детей, трансплантацию органов и другое. Выполняются все существующие в мире кардиохирургические операции детям, в том числе новорожденным.

Новые перинатальные методики и технологии позволяют выхаживать новорожденных с массой при рождении менее 1000 граммов. Показатель младенческой смертности и коэффициент детской смертности до 5 лет за последнее пятилетие снизились в два раза. За 2010 год младенческая смертность составила 4 на 1000 живорожденных, что соответствует уровню экономически развитых стран мира и является самым низким показателем среди государств – участников Содружества Независимых Государств.

Современная система образования основана на следующих основных принципах: обязательное бесплатное общее базовое образование, всеобщий доступ к дошкольному и профессионально-техническому образованию.

Более 75 процентов детей дошкольного возраста посещают учреждения дошкольного образования. Этот показатель является одним из самых высоких среди государств – участников Содружества Независимых Государств.

Показатель уровня грамотности молодежи в Республике Беларусь составляет 99,8 процента. Согласно Докладу ООН 2011 года о человеческом развитии по этому показателю Беларусь опережает многие государства, входящие в группу стран с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала.

В Республике Беларусь успешно функционирует система дополнительного образования детей и молодежи. В учреждениях этой системы занимается каждый второй школьник страны. Созданы условия для самореализации детей в общественной жизни.

В Республике Беларусь сформирован механизм действенной защиты детей от ненадлежащих условий жизни и воспитания. Достигнуты позитивные результаты: по сравнению с 2006 годом на 15,5 процента уменьшилось число детей, лишившихся родительской опеки по решению суда о лишении родителей родительских прав, более чем в 2 раза – число отказов родителей от детей. Наблюдается положительная тенденция возврата детей в родные семьи по решению суда о восстановлении родителей в родительских правах.

В последние годы проводится активная работа по деинституционализации. В результате удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на семейных формах воспитания, за последние 5 лет увеличился с 61 до 77 процентов от общего числа детей данных категорий.

Фондом ООН по народонаселению (ЮНФПА) дана высокая оценка комплексу мер, принимаемых Республикой Беларусь в сфере социальной защиты семей с детьми. Система социальных пособий, гарантий и льгот семьям, воспитывающим детей, в Республике Беларусь является одной из самых эффективных среди государств – участников Содружества Независимых Государств. Системой государственных пособий семьям, воспитывающим детей, охвачено более 400 тысяч детей (24 процента от общей численности).

Республика Беларусь относится к странам со стабильной внутриполитической обстановкой, отсутствием конфликтов военного, межнационального или религиозного характера. Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., № 33, ст. 430), другими законодательными актами запрещаются привлечение детей к участию в военных действиях, вооруженных конфликтах, пропаганда среди детей войны и насилия, создание детских военизированных формирований.

Республикой Беларусь досрочно выполнены сформулированные в Декларации тысячелетия цели, связанные с ликвидацией нищеты, достижением равенства между мужчинами и женщинами, обеспечением получения начального образования. Наша страна близка к достижению показателей этой Декларации по сокращению детской смертности, охране материнства, борьбе с ВИЧ/СПИДом, охране окружающей среды.

Вместе с тем вопросы улучшения положения детей и охраны их прав остаются актуальными.

Обеспечение материальной и социальной поддержки семей позволит реализовать ряд позитивных тенденций в положении детей.

Приоритетным направлением работы по формированию здоровой нации является укрепление здоровья детей и содействие здоровому образу жизни. Особенно важно дальнейшее развитие системы оказания комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития.

Требуется дальнейшее внедрение принципов ювенального правосудия в Республике Беларусь.

Целесообразно продолжить реализацию мер по противодействию домашнему насилию, семейному неблагополучию с использованием новых форм и методов практической деятельности.

Необходимо более широкое привлечение дополнительных ресурсов общественных объединений, родительской общественности для решения вопросов улучшения положения детей и охраны их прав.

В январе 2011 г. белорусская делегация представила Комитету ООН по правам ребенка (далее – Комитет) объединенный (третий и четвертый) периодический доклад об осуществлении Конвенции за период 2002–2007 годов, первоначальные доклады об осуществлении положений факультативных протоколов к Конвенции, касающихся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, а также участия детей в вооруженном конфликте.

В целом результаты выполнения нашей страной названных документов в ходе интерактивного диалога оценены Комитетом как «очень хорошие» или «хорошие». Особо отмечены успехи Республики Беларусь в области реализации прав ребенка в сфере здравоохранения, образования, защиты детей от торговли людьми и детской порнографии.

По итогам представления Республикой Беларусь докладов Комитетом подготовлены заключительные рекомендации, отражающие нерешенные, по мнению Комитета, вопросы.

Комитетом отмечено, что Республике Беларусь необходимо дополнительно провести всесторонний обзор законодательства в целях приведения его в соответствие с Конвенцией. Отметив как достижение функционирование Национальной комиссии по правам ребенка, очередной раз рекомендовано создать профессиональный институт уполномоченного по правам ребенка. Комитет указал на необходимость продолжения работы в области унификации сбора статистической информации о детях различных категорий, основанного на международном опыте работы в этом направлении.

По вопросам медицинской реабилитации и социального обеспечения даны предложения, касающиеся создания современной системы медицинской реабилитации и социального обслуживания детей-инвалидов, оказания поддержки родителям детей с тяжелой степенью инвалидности, популяризации здорового образа жизни.

Комитетом рекомендовано продолжить работу по специализации правосудия в отношении подростков. Предложено также сократить применение к несовершеннолетним мер, связанных с лишением свободы, расширив меры в виде общественных работ и направления в социальные учреждения (для реабилитации, лечения от зависимостей и другого).

Цель Национального плана – координация действий государственных органов, гражданского общества, всех заинтересованных по созданию наиболее благоприятных условий для детей в нашей стране.

Национальный план является долгосрочным документом и направлен на достижение следующих задач:

обеспечение благоприятных условий для полноценного физического, интеллектуального и нравственного развития подрастающего поколения, повышения качества жизни детей;

укрепление здоровья детей и формирование навыков здорового образа жизни, повышение качества жизни детей с особенностями психофизического развития;

развитие системы воспитания и реализация прав и законных интересов детей;

уменьшение социального сиротства, обеспечение защиты детей от насилия и жестокости;

повышение качества оказания социально-педагогической поддержки и психологической помощи детям и их семьям;

обеспечение своевременной социальной реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении;

наличие эффективной системы межведомственного взаимодействия по защите прав и законных интересов детей;

пропаганда позитивного образа современной семьи, материнства и отцовства;

повышение уровня взаимного сотрудничества семьи и государственных учреждений, общественных организаций;

формирование правового самосознания подрастающего поколения, привлечение детей к участию в принятии решений, касающихся их интересов, подготовка к активной общественной жизни;

выполнение рекомендаций Комитета по итогам рассмотрения доклада об осуществлении Конвенции за период 2002–2007 годов и факультативных протоколов к ней.

Реализация мероприятий Национального плана согласно приложению будет осуществляться республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами с привлечением научных и религиозных организаций, общественных объединений, финансового и технического потенциала международных организаций.

Финансирование мероприятий Национального плана осуществляется в пределах средств, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах на содержание соответствующих отраслей, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.


Печать
Скачать файл

Возврат к списку