Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Они оказывают помощь проекту

История довоенного детского еврейского приюта в Бресте

15 Августа 2015 В период военного лихолетья самыми незащищенными и обездоленными всегда оказываются дети. Так было и в Бресте во втором десятилетии двадцатого века, половина которого выпала на долю первой мировой и последовавшей за ней советско-польской войны. Городскому хозяйству был нанесен непоправимый урон, население Бреста сократилось почти в 7 раз. Значительное количество детей осталось без попечения родителей и было вынуждено заниматься бродяжничеством. Польским властям, в чье ведение официально город перешел в 1921 году, пришлось немало сил приложить на организацию приютов и детских домов.

брест1.jpg

Приют для еврейских детей с благословения властей при финансовой поддержки Брестского отдела Общества опеки над еврейскими сиротами на Полесье (как официально называлась эта благотворительная организация) был образован в 1919 году. В 1923 году приют переехал в двухэтажное здание на Ягеллонской, 2 (сейчас пр-т Машерова, 22). Недвижимость, состоявшая из главного двухэтажного дома, одного двухэтажного и одного одноэтажного флигелей с деревянной будкой (в наше время сохранился лишь одноэтажный флигель), принадлежала главному раввину Бреста Ицхаку Соловейчику и стоила ему около 200 тысяч злотых. Под покупку здания раввин еще до первой мировой войны взял кредит в Виленском земельном банке.

Главное здание было отдано им под детский приют, а флигеля сдавались в аренду различным фирмам, доход от которой также поступал в кассу приюта. Согласно Уставу, в заведение принимались еврейские сироты от 1 до 14 лет, физически здоровые и умственно развитые. Здание было рассчитано на 90 воспитанников, при этом на каждого приходилось 20 м2 личного пространства. Все дети школьного возраста, находящиеся в приюте были обязаны посещать учебные заведения вне стен приюта. По достижении 14-летнего возраста воспитанник покидал приют для дальнейшего обучения с целью приобретения профессии при поддержке Попечительства Брестского школьного округа. «Ни один ребенок без дальнейшей опеки и возможности обучения какой-либо профессии не может быть отчислен из заведения», - говорилось в Уставе приюта.

брест2.jpg

Воспитанники приюта находились на полном обеспечении администрации. Раз в год дети выезжали в летние лагеря, в среднем на 3 недели. Содержание одного ребенка в детском приюте обходилось примерно в 50-60 злотых в месяц, из которых на питание уходило 30-35 злотых. Воспитанники получали ежедневное трехразовое полноценное питание, в рацион которого входили белый хлеб, масло, мясо, какао, крупы, овощи, рыба (3 раза в неделю), молоко и молочные продукты.

Как уже отмечалось выше, флигеля приюта регулярно сдавались в аренду. Одним из арендаторов являлся подпольный городской комитет компартии Западной Беларуси, устроивший в одном из флигелей свою конспиративную квартиру. В ней проходили различные собрания и встречи активистов с представителями партийного руководства, хранилась нелегальная литература, листовки и оружие. С позиции конспирации более подходящего места для подобной базы найти трудно. Кому в голову придет искать нелегалов в детском приюте?

Сам владелец здания, Ицхак Соловейчик являлся отцом пяти сыновей и шести дочерей. После нападения на Германии на Польшу его жена и четверо дочерей были схвачены немцами при попытке бегства из страны и расстреляны. Ему с остальными детьми удалось выехать в Вильно, где и прожил до 1941 года. После начала Великой Отечественной войны его семья сумела выехать в Палестину, где Соловейчик умер в 1959 году.

После прихода советской власти в 1939 году здание приюта было национализировано, и на его базе был открыт детский дом № 2. Его воспитанники были расстреляны в брестском гетто в 1942 году вместе с остальными узниками.
Источник: Виртуальный Брест

Возврат к списку